Воскресенье
29.09.2024
13:27
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Зеленый дом" ЦРТдиЮ "Левобережный"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Экологическая библиотека [5]
Календарь природы [12]
Экометодичка [6]

Вернуться
Вернуться В ЦРТДиЮ "Левобережный"

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Экологическая библиотека

Экологическое образование младших школьников
        Важнейшим нравственным качеством, формируемым в процессе экологического образования младших школьников, является экологическая ответственность и её составляющая — ценностное отношение к природе. Экологическая ответственность характеризуется определённым уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов.
Формирование ценностного отношения к окружающем миру требует вовлечения младших школьников в различны виды деятельности и межличностные отношения как со сверстниками, так и со взрослыми — педагогами и родителями.
Основой механизма формирования у первоклассников ценностного отношения к миру природы является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их знаний и отношений к природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижение которого направлены цели «экологического образования младших школьников».

Формы экологического образования младших школьников:
 - непосредственное общение учащихся с миром природы (наблюдения, целевые прогулки, экскурсии);
 - совместный труд учащихся в природе (на пришкольном участке, в уголке природы, на даче);
 - игровая деятельность — дидактические игры и игровые упражнения с природным материалом;
 - общение с родителями, среда жизни учащегося в семье;
 - информация, получаемая учащимися из книг, детских журналов, в результате просмотра телепередач, видеофильмов о природе;
 - реакция окружающих на жестокие, негативные поступки людей по отношению к растениям и животным, очевидцем или участником которых может оказаться сам ребёнок.

Формирование ценностного отношения к миру природы у младших школьников складывается под влиянием не одного какого-либо фактора, а целого ряда разнообразных факторов, которые должен учитывать педагог в своей работе с младшими школьниками.
Именно в младшем школьном возрасте у учащихся закладываются основы духовно-нравственного воспитания, создаётся фундамент экологического мышления, сознания, формируются ценностные ориентации, культура чувств, экологические отношения. Целью экологического воспитания является формирование у ребёнка готовности к самостоятельной активной природоохранительной деятельности в природной среде.
Актуализация задачи, мотивация деятельности младших школьников
Ставя задачи или побуждая первоклассников к деятельности, педагог объясняет смысловое значение этой деятельности, нацеливает на результат, стараясь приблизить его к ним. При этом следует учитывать факторы, влияющие на эмоциональные переживания учащихся. Например: всё, что есть на Земле, — вся природа, воздух, камни, почва, растения и животные очень важны и нужны как друг другу, так и человеку. Знакомясь с миром природы, мы научимся помогать и не вредить всем его обитателям, заботиться о них.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы
Наблюдение относится к практическим методам обучения. В его основе лежит познавательная деятельность младших школьников,  направленная на восприятие предметов и явлений природы как в естественной обстановке (на улице, в парке, в лесу), так и в искусственно созданной (в классе, в уголке природы, дома). Наблюдение направлено на расширение представлений младших школьников об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в нём, на выработку системы базовых ценностных ориентации личности, на формирование экологической культуры. На основе метода наблюдения в 1 классе осуществляется ведение «Календаря природы» и «Дневника наблюдений». Наблюдение может быть домашним заданием, деятельностью под руководством учителя, родителей или самостоятельной работой ученика. Тематика и содержание наблюдений определяются чаще всего учителем в соответствии с задачами и содержанием обучения. Особенностью наблюдательской деятельности в 1 классе является накопление сведений и фактов о предметах и явлениях природы, обучение умению наблюдать.

Алгоритм проведения наблюдения:
 - создание ситуации радостного (эмоционального) удивления;
 - создание ситуации интереса к тому, что предстоит увидеть, загадочности, сюрпризности момента, а также привлечение загадок, пословиц, короткого стихотворения;
 - организация наблюдательской деятельности самих учеников с помощью наводящих вопросов, сенсорных упражнений («потрогай», «понюхай», «послушай», если возможно, попробуй определить размер и цвет, чтобы познакомиться (рассмотреть) с объектом или явлением);
 - беседа учителя с учащимися о том, что увидели, установление общих и отличительных признаков;
 - сообщение фактов, сведений, конкретных примеров, которые легко запоминаются учащимися, в дополнение к тому, что увидели;
 - обсуждение с учащимися того, что увидели, что запомнили, как к этому факту или явлению отнеслись.



Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00114114_0.html
Категория: Экологическая библиотека | Добавил: Эколог (26.03.2012)
Просмотров: 1594 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Прогноз погоды

Поиск

ВАЖНО
Сайт является участником конкурса «Современные технологии на службе природы» Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2012»

Полезно знать!


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz