Воскресенье
17.11.2024
08:05
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Зеленый дом" ЦРТдиЮ "Левобережный"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Экологическая библиотека [5]
Календарь природы [12]
Экометодичка [6]

Вернуться
Вернуться В ЦРТДиЮ "Левобережный"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Экологическая библиотека

Игра в экологическом воспитании детей
        Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи экологического образования:
1.Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
2.Формирование знаний о природе.
3.Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.

Игра в экологическом воспитании детей важна по целому ряду причин:
1.Игра – это ведущая деятельность детей в период  детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
2.Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
3.Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

       Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, ребёнок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Достаточно серьёзную проблему для детей младшего школьного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.
Так, играя в игру «Зимующие птички» дети знакомятся с важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; а зимующих насекомых – от надежности их укрытия в убежищах. Ребенок, исполняющий роль птички, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи. Такие игры способствуют развитию экологического мышления, понимания того, что «все в природе взаимосвязано». Этот способ дидактической игры позволяет наглядно и убедительно продемонстрировать детям такие экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма затруднителен. Дети любят играть, они с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если дети младшего школьного возраста способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то дети старшего возраста могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Требования к играм экологического содержания.
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования школьников необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Классификация экологических игр.
При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:
•  специфических характеристик;
•  тематического распределения содержания;
•  формы организации и меры регламентации;
•  направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:
Творческие игры:
•  сюжетно-ролевые;
•  театрализованные;
•  строительные.

Игры с правилами:

•  дидактические;
•  подвижные.

По форме организации и мере регламентации выделяют:
•  самостоятельную игровую деятельность ребенка;
•  совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:
•  сенсорно-моторные;
•  предметные;
•  игры с перевоплощением;
•  социальные;
•  соревновательные.

По тематике:
1. «Где живая и неживая природа?»
2. «Соседи по планете.» (Живая природа.)
3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»
4. «Кому где нравится?», «Кто где живет?»
5. «Что где растет?»
6. «Кому что нужно?»
7. «Что такое?», «Кто такой?»
8. «Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.)
9. «Почему мы такие разные?»
10. «Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе.)
11. «Мы все нужны друг другу.»
12. «Природное-рукотворное.»

Методические рекомендации.
В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто где живет?» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных (растения)», «Кому какой дом нужен?». В темах «Что такое?» и «Кто такой?» можно включить игры: «Раз, два, три к березе, еле, тополю беги», и «Найди себе пару» и т. д.

Малахова Ирина Ивановна



Источник: http://festival.1september.ru/articles/595238/
Категория: Экологическая библиотека | Добавил: Эколог (26.03.2012)
Просмотров: 1969 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Прогноз погоды

Поиск

ВАЖНО
Сайт является участником конкурса «Современные технологии на службе природы» Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2012»

Полезно знать!


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz